Узнай сам: автомобильные аббревиатуры

Многие водители автомобилей наверное хотя бы раз в жизни встречались с различными автомобильными аббревиатурами и не знали что они означают. Хотелось бы остановится подробнее на таких сокращениях. Вот список наиболее распространенных сокращений.

АБС
Анти Блокировочная система — устройство препятствующее блокировке колес
автомобиля при торможении.

Имеет созвучное произношение со своим аналогом на английском языке — ABS — Antilock Brake System и на немецком языке — ABS — AntiBlockier System (см. расшифровку английских автомобильных аббревиатур ниже).

АЗС

Авто-заправочная станция — станция для заправки автомобилей продуктами
нефтепереработки — бензин и дизельное топливо.

АГЗС

Авто-газо-заправочная станция — станция для заправки автомобилей
использующих для двигателя в качестве горючей смеси сжиженный газ.

АКБ

Аккумуляторная батарея — источник прямого электрического тока в
автомобиле.

АКПП

Автоматическая коробка переключения передач — один из основных агрегатов автомобилей. Вкупе с другими узлами, АКПП передает кинетическую энергию от двигателя на колеса, позволяя использовать эту энергию максимально эффективно. Это становится возможно благодаря применению нескольких наборов зубчатых передач (наборов различного диаметра дисков с зубьями — шестеренок), сменяя которые, при работе двигателя в определенном диапазоне количества оборотов, достигается разная скорость движения автомобиля. В АКПП переключение передач происходит автоматически. Сегодня также применяются коробки ручного переключения передач — КПП (см.
ниже).

АМТС

АвтоМотоТранспортное Средство — обобщающая автомобильная аббревиатура,
в основном используется для сокращения в ПДД и других нормативно-правовых
документах.
Широкого применения не имеет.

ВАИ

Военная автомобильная инспекция — департамент при Министерстве обороны Российской Федерации, занимающийся вопросами автомобильного движения транспортных средств
принадлежащих вооруженным силам Российской Федерации.

ВУ

Водительское удостоверение — документ подтверждающий права и возможности
человека для управления транспортным средством. Сокращение словосочетания. В обиходе
«Права».

 

ГАИГосударственная автомобильная инспекция — аббревиатура сокращающая утратившее силу название подразделения органов внутренних дел, занимающегося вопросами дорожного движения. Сегодня инспекция имеет более емкое название — ГИБДД (см. ниже).ГБО

Газовое баллонное оборудование (газо-баллонное оборудование) — специализированное оборудование, позволяющее использовать в качестве топлива для двигателя автомобиля не традиционные продукты нефтепереработки, а сжиженный газ (метан, смесь пропана-бутана. Для автомобилей с ГБО предусмотрены специальные заправочные станции — см.
АГЗС.

ГИБДД 

Государственная инспекция безопасности дорожного движения — структура при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ).

ГРМ

Аббревиатура означает механизм газораспределения в двигателе внутреннего сгорания
«ГазоРаспределительный механизм».

ГТО

Государственный технический осмотр.

ГУР

Аббревиатура сокращает длинное название одного из узлов автомобиля — «гидравлический усилитель руля». В настоящее время появились более совершенные механизмы облегчающие водителю взаимодействие с рулевым колесом, например, «электрический усилитель руля», но аббревиатура «ЭУР» достаточно сложна в произношении и восприятии, поэтому часто в обозначении электроусилителя руля также используют аббревиатуру.

ДВС

Двигатель внутреннего сгорания — наверное, самый распространенный на сегодня тип двигателей, по крайней мере пока. Это мотор, работа которого заключается в сгорании внутри него горючей смеси (внутри специальных камер сгорания). За счет воспламенения топливной смеси, высвобождается определенное количество энергии давления, которая, с помощью определенного набора механизмов переходит в механическую энергию, которая и используется для приведения чего-либо (например, автомобиля) в движение. Есть несколько типов и множество видов ДВС, самые известные из них это поршневые двигатели. Несмотря на то, что пытливые умы человечества, скорее всего, раньше изобрели двигатели внешнего сгорания, аббревиатура ДВС используется исключительно для обозначение двигателей внутреннего сгорания. На английском аббревиатура обозначающая двигатель внутреннего сгорания ICE (см. ниже).

ДОБДД

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения — структура
при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ).

ДОСАГО

Добровольное страхование автомобильной гражданской ответственности — дополнительный вид страхования гражданской ответственности на случаи недостаточности страховых выплат по ОСАГО и на случаи наступления ответственности не относящейся к страховому риску по ОСАГО.

ДПС

Дорожно-Патрульная Служба — структурное подразделение ГИБДД МВД РФ несущее патрульную службу на дорогах страны, с целью регулирования и контроля дорожного движения.

ДТП

Сокращение используемое повсеместно, в том числе в законодательстве Российской Федерации, для обозначения термина «Дорожно-транспортное происшествие».

ДХО

Дневные ходовые огни — огни головного света, работа которых подразумевается
только в дневное время суток.
Согласно поправкам в ПДД РФ от 20.11.2010 г., включение ДХО в дневное время
суток обязательно.
Установка и порядок работы ДХО регламентируются европейскими правилами ЕЭК 87
от 1995 года.
Если автомобиль не оборудован отдельными огнями для дневного времени
суток, правилами дорожного движения допускается использование ближнего света
фар.

Отличие ДХО от ближнего света фар состоит в том, что при работе первых на автомобиле не работают (не включаются автоматически) задние габаритные световые сигналы, что не создает лишний раз путаницу с работой световых сигналов торможения.

КАСКО

Расшифровка этой аббревиатуры звучит так — комплексное автомобильное
страхование кроме ответственности. Благозвучнее и логичнее была бы расшифровка «комплексное автомобильное страхование исключая ответственность», но в виду того, что получалась аббревиатура созвучная с известным брендом (КАСИО), она не получила распространения. Также существует мнение, что слово «КАСКО» отнюдь не аббревиатура, а слово имеющее происхождение из английского (возможно, также из других языков) слова «casco» — корпус (машин, судов, оборудования). Т. е. слово «casco» в этом ключе стоит рассматривать как страхование корпуса, кузова, оборудования от ущерба. Аналог на английском — «CNC» — Comprehensive and Collision.

КПП

Коробка переключения передач — один из основных агрегатов автомобиля.
Чаще аббревиатурой КПП обозначается тип коробок с ручным переключением передач
(не автоматические).
Аналогично АКПП, КПП также передает кинетическую энергию от двигателя на колеса,
их функциональное отличие заключается лишь в процессе переключения скоростных
передач, в КПП он происходит не автоматически, а водителем вручную, в зависимости от
скоростных показателей и потребностей движения автомобиля. Про агрегат АКПП см.
выше.

ОСАГОАббревиатура, сокращающая длинное название «обязательного страхования
автомобильной гражданской ответственности» водителей. Не совсем благозвучно, но, тем не
менее, понятно и, ни с чем не перепутаешь.
ПДДПравила дорожного движения — сокращение используется широко, в том числе в
законодательстве Российской Федерации.
ПТСАббревиатура означающая «паспорт транспортного средства».
Данную аббревиатуру часто ошибочно ассоциируют со свидетельством о регистрации
транспортного средства.ПТФНе так часто употребляемая аббревиатура, но все равно важная, означает
«ПротивоТуманные Фары».РТС

Система Распределения Тормозных Сил. Описание и принцип работы см. под заголовком
«EBV

СТО

Эта аббревиатура расшифровывается как «станция технического
обслуживания».
ТНВД

Топливный насос высокого давления — одна из самых важных, сложных и хрупких
деталей, механизмов, дизельного двигателя. Благодаря этому узлу обусловливается работа
двигателя. ТНВД под определенным высоким давлением подает топливную смесь в цилиндры
дизельного мотора.

ТО

Аббревиатура имеет как минимум два значения: 1. сокращение термина — «техническое обслуживание», применяется часто с цифровым индексом: ТО-1, ТО-2, ТО4 и т.д., подразумевает периодическое техническое обслуживание автомобиля (выполнение определенных технических манипуляций и операций направленных на продление срока службы его агрегатов и поддержание их в надлежащем техническом состоянии, например: замена масла, замена расходных материалов (фильтры), замена свечей зажигания, долив технических жидкостей и др.; 2. термин «технический осмотр», чаще ГТО (см. выше).

ТС

Сокращение сочетания слов, термина — «транспортное средство». Используется
часто, в том числе и в нормативных документах

УГИБДД

Аббревиатура содержит в себе фразу «Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения «Управление ГИБДД». Головная организация отдела под названием ГИБДД
(см. выше).

ЭУР

Электрический усилитель руля (рулевого управления) — система имеющая такое же
назначение, что и система ГУР, но построенная на несколько другом принципе и уже более
совершенная, например, с системой адаптации к скоростному режиму.

 

ABS

Antilock Brake System и на немецком языке — ABS — AntiBlockier System.
На русском языке звучит как «АБС». Описание и расшифровка — см.
АБС (выше, в разделе расшифровки автомобильных аббревиатур на русском языке).

AFU

Система помощи при экстренном торможении — система посредством датчика скорости
нажатия на педаль тормоза распознает ситуацию экстренного торможения. После чего
действует непосредственно на тормозную систему, обеспечивая максимальную силу торможения. AFU, как и
многие другие вспомогательные тормозные системы, работает в не посредственном взаимодействии
с системой ABS.
Максимальное давление тормозных колодок на тормозные диски и действие системы
ABS поддерживается до тех пор, пока водитель полностью не отпустил педаль тормоза (ABS в этом
случае отключается при полной остановке автомобиля). Система помощи при экстренном торможении
позволяет гораздо быстрее и эффективнее использовать всю силу тормозов для уменьшения тормозного пути автомобиля в экстренных случаях.

ASR

Аббревиатура имеет два варианта оригинальных звучаний: Automatic Slip
Regulation и Acceleration Slip Regulation, в переводе на русский язык: антипробуксовочная система. Это активная система безопасности, которая работает в тесном прямом взаимодействии с системами ABS и EBD, и призвана предотвращать пробуксовку ведущих колес автомобиля вне зависимости от дорожного покрытия и динамики разгона.
Система считывает информацию с датчиков ABS и путем регулировки количества
оборотов двигателя и притормаживанием отдельных колёс восстанавливает их сцепление с дорожным
покрытием. Имеет другие общепринятые аббревиатуры, например: TRC (Tracktion Regulation
Control).
В документации к автомобилям концерна VAG аббревиатура имеет название —
контроль тягового усилия.

CDI

Чаще пишется как «cDi» — common diesel (direct) injection — см.
DCI.

CRDI

Чаще пишется как «crDi» — common rail diesel (direct) injection — см.
DCI.

CSV

Caster System Vehicle — система помощи при недостаточной поворачиваемости –
система контроля курса – аналоги:
UCL. При обнаружении недостаточной поворачиваемости автомобиля (когда передняя
ось автомобиля смещается наружу по отношению к траектории поворота) система снижает скорость
движения сначала за счет частичного закрытия дроссельной заслонки, а затем за счет воздействия
на тормозные механизмы обоих передних колес. Если достигнут предел срабатывания системы стабилизации автомобиля (ESP), то давление жидкости в тормозной магистрали наружного переднего колеса снижается, а в магистрали внутреннего заднего колеса — повышается до тех пор, пока автомобиль вновь не будет следовать по заданной водителем траектории.

CVT

Continuously variable transmission, или постоянно изменяющаяся трансмиссия, в обиходе «Вариатор».
В отличие от традиционного автомата (гидравлической CSV ) бесступенчатые трансмиссии не имеют внутри набора разных шестерен, что означает отсутствие зацепляющихся друг с другом зубчатых колес. Самый распространенный вариатор CVT работает на замысловатой системе из шкивов, позволяющей реализовывать бесконечное количество передаточных чисел между максимальными и минимальными значениями
без дискретных шагов или переключений. Один, или оба шкива (ведущий и ведомый)
оборудованы раздвижными боковинами;
зазор между боковинами шкивов, в самом простом случае, определяется центробежным регулятором.
При повышении частоты вращения двигателя и ведущего вала боковины ведущего вала
сдвигаются, тем самым посадочный диаметр шкива увеличивается, а коэффициент передачи —
уменьшается.

Принцип работы постоянной изменяющейся трансмиссии

Принцип постоянно изменяющейся трансмиссии был сформулирован более 500 лет
назад великим инженером Леонардо да Винчи.

DCG

Double Clutch Gearbox — см. DSG.

DCI

Diesel (Direct) Common Injection (чаще DCi) — непосредственный впрыск
дизельного топлива, аббревиатура сокращающая обозначение типа дизельных двигателей с системой непосредственного впрыска топлива (common rail).
Аббревиатура Dci в обозначении двигателей такого типа применяется компанией
Renault и некоторыми другими.
Также часто можно увидеть аббревиатуру CDI (cDi) — common diesel (direct)
injection
(например, у двигателей Mercedes), и CRDI (crDi) — common rail diesel (direct)
injection (например, двигатели Hyundai).

DPF

Diesel Particulate Filter — сажевый фильтр — устройство на автомобиле очищающее
выхлопные газы от сажи или остатков несгоревшего дизельного топлива.

DSG

Direct-Shift Gearbox (нем. Direkt-Schalt-Getriebe) – Преселективная коробка
передач.
Больше известная в обиходе как автоматическая коробка передач с двойным
сцеплением.
Аналоги у разных производителей могут звучать по разному: PDK, SST, DCG, PSG,
S-tronic.
Принцип работы механизма такого типа заключается в том, что в одном агрегате
работают две коробки передач — одна для нечетных передач, вторая для четных. Пока автомобиль двигается на первой передаче, вторая уже включена и разгоняется параллельно с первой. В момент достижения максимального количества оборотов на первой передаче, подключается вторая коробка (с разогнавшейся второй передачей).
Передачи как бы «подхватывают» друг друга на ходу, без потерь количества
оборотов. Для чего это сделано?
Основная задача — свести к минимуму потери энергии, происходящие в момент переключения передач – переключение происходит плавно и незаметно. Как следствие обнаружились и другие положительные характеристики при их использовании, например, снижение расхода топлива. Технология данной
системы была придумана еще в 1935 году немецким изобретателем Адольфом Кегрессом, но применение
получила только в наши дни.

DSC

Dynamic Stability Control — см. ESP.

DSR

Driving Steering Recommendation — активное усиление рулевого управления, или
помощь рулевого управления.
Система способствующая, помогающая водителю выбирать правильную траекторию
движения автомобиля, путем пассивного «подруливания», в зависимости от показаний систем рулевого управления, курсовой устойчивости, DSR «подсказывает» водителю в каком направлении вращать руль при
смещении с курса движения.

DSTC

Dynamic Stability and Traction Control — см. ESP.

EBD

 

Electronic Brake Distribution – электронная система распределения тормозных усилий. На русском языке звучит как: Система распределения тормозных сил – РТС. Из названия понятно, что система распределяет тормозные усилия колесных осей в моменты торможения автомобиля. При торможении, основная сила, которая действует на автомобиль – инерция. Под ее воздействием, согласно законам физики, у автомобиля начинает распределяться нагрузка между передней осью автомобиля и задней, что в результате
может привести к потере над автомобилем контроля и его заносу, перевороту. В моменты торможения основная нагрузка ложится на колеса передней оси, колеса задней оси, как правило,
испытывают потерю нагрузки, в результате чего, колеса задней оси блокируются. Система EBD получает
информацию от системы ABS, а также от датчика положения педали тормоза, и распределяет тормозные усилия, возлагаемые на колеса пропорционально действующей на них нагрузке. Важная особенность системы состоит в том, что она начинает работать еще до начала действия системы ABS, работает по заранее заложенному в нее алгоритму.
Алгоритм разрабатывается и программируется еще на заводе-изготовителе и зависит
от основных характеристик автомобиля (вес, длина, тип тормозной системы и мн. др.). Алгоритм работы
системы EBV изменяется только в том случае, если она получила определенные сигналы с датчиков АБС (ABS) и педали тормоза.
Аналоги — EBV — англ. Electronic Brake Variator, нем. Elektronishe
BremskraftVerteilung.

EBS

Electronic Braking System — если буквально, то электронная система торможения.
Если более подробно — это комплекс систем своей функцией нацеленных на
эффективность и безопасность торможения.
Как правило, в комплексе EBS участвуют такие системы как ABS, системы контроля
скорости, системы уровня износа и температуры тормозных колодок и, более того, функция блокировки
дифференциала с синхронизацией колес автомобиля (чаще на современных грузовых
автомобилях). Система EBS позволяет сделать экстренное торможение автомобиля более
эффективным за счет заложенных в нее алгоритмов, которые программа выбирает исходя из показаний датчиков установленных в перечисленных системах.
После нажатия водителем педали тормоза, система EBS получает сигналы,
позволяющие оценить степень интенсивности торможения. В зависимости от этого, а также на основании данных полученных с датчиков скорости и датчиков установленных на тормозных колодках, EBS строит свой алгоритм торможения для каждого колеса (оси).
В грузовом транспорте к перечисленным процессам подключается еще система контроля подачи воздуха
к тормозным цилиндрам. В зависимости от каждого отдельного случая она
контролирует давления воздуха.
Как правило, EBS имеет резервную систему пневматического торможения.

EBV

Electronic Brake Variator — см. EBD.

EDS

С нем. Elektronische Differential Spree. Система разработанная концерном
Volkswagen-Audi (VAG).
На русский язык дословно переводится как «Электронная блокировка
дифференциала».
Низкоскоростная система (работает в пределах скорости от 0 до 40 км/час) EDS
призвана исключать блокировку ведущего колеса (или обоих ведущих колес) при начале движения, движения на подъеме, а также при форсировании движения автомобиля. Система работает в тесном взаимодействии с системой ABS.
С ее датчиков она получает информацию о скорости вращения ведущих колес, и при
необходимости перераспределяет передачу крутящего момента на колеса в зависимости от их
сцепления с дорогой.
Степень сцепления с дорогой определяется по логике «больше скорость – меньше
сцепление».
В зависимости от этих показателей и происходит перераспределение крутящего
момента на колеса.
Тяговое усилие между ведущими колесами может распределяться в интервале от 0 до
100%
(т. е. от полной остановки вращения колеса до достижения им скорости вращения
равной скорости вращения второго колеса).

EPC

Electronic Power (Pedal) Control — электронная педаль акселератора — система
управления подачей топлива в поршневую систему в зависимости от команд водителя. Движение дроссельной заслонки осуществляется благодаря электронному приводу (с помощью электродвигателя). Система пришла на смену традиционной приводной («тросиковой») системе управления дроссельной заслонкой и имеет ряд преимуществ по сравнению со старой системой.

ESP

Electronic Stability Program – электронная программа стабилизации автомобиля на
дороге.
Аналогичные программы у разных производителей могут звучать по разному: ESC,
VDC, VSC, DSC, DSTC.
Определяющее название — система курсовой устойчивости или система динамической
стабилизации автомобиля.
Система (программа) помогает водителю в критических ситуациях контролировать
динамику автомобиля, уход автомобиля «в занос» и боковое скольжение.
Система, как правило, работает в тесном взаимодействии с системой АБС
(ABS).

ESC

Electronic Stability Control — см. ESP.

ICE

Internal Combustion Engine — двигатель внутреннего сгорания, см. ДВС.

LHD

Left Hand Drive — левостороннее управление. Аббревиатура используется для
сокращения обозначения типа управления автомобилем — руль с левой стороны. Такой тип управления применяется в большинстве стран мира (исключение составляют некоторые страны Востока, Великобритания и несколько других стран). См. также RHD.

MFD

Multi Function Display — многофункциональный дисплей — говоря иными словами —
бортовой компьютер.
Аббревиатура используется в основном в документациях к автомобилям концерна
VAG.

SDI

Saug Diesel (direct) Injection — атмосферный (простой) дизельный двигатель с
прямым впрыском, в отличие от двигателей DCI (CDI, CRDI), которые являются турбированными.

SUS
Sport Utility Sedan — спортивный утилитарный (практичный, прагматичный)
седан.
Можно сказать, что аббревиатуру SUS придумала японская компания Subaru,
так как кроме как в автомобилях этой марки, практически нигде более SUS не
встречается.
Скорее всего SUS была придумана на основе SUV и SUT (см. ниже)
SUT
Sport Utility Truck — спортивный утилитарный (практичный, прагматичный) трэк, в
данном случае речь идет  о пикапах — спортивный практичный пикап.
SUV
Sport Utility Vehicle — спортивный утилитарный (практичный, прагматичный)
автомобиль.
Аббревиатура сегодня присуща таким типам автомобилей как минивэны
(из-за этой причастности часто аббревиатуру расшифровывают как Sport Utility
Van,  что не совсем верно) и чуть реже пикапы. В своей сути аббревиатура указывает на
такие характеристики  автомобиля как внедорожные функции вкупе со спортивными, развлекательными —
т.е. с хорошей динамикой и комфортом.
TDI
Turbo Diesel Injection — обозначение дизельного двигателя оснащенного системой
турбинного нагнетения топливной  смеси (с турбонагнетателем). Может применяться с дополнительными
аббревиатурами:  TDI PD — Turbo Diesel Injection Pumpe Duse — двигатель TDI с системой впрыска
«насос-форсунка».  TDI CR — Turbo Diesel Injection Common Rail — двигатель TDI с системой прямого
впрыска (Common Rail).
TSI
Иногда TSi — Twincharger Stratified Injection — двигатели концерна VAG
оборудованные системами турбонагнетателей  (система двойного нагнетения) и системой непосредственного (послойного) впрыска.
На разных брендах концерна VAG аббревиатура может незначительно видоизменяться,
например TFSI  (Twincharger Fuel Stratified Injection) на автомобилях марки Audi.
UCL
Understeer Control Logic – логический контроль управления при недостаточной
поворачиваемости – см. CSV.
renaultstory.ru

Обсуждение закрыто.


>